Что такое IP-телефония

Сложное словосочетание IP-телефония — это не что иное, как тот же самый телефон. Устройство для передачи голоса на расстоянии, с возможностью видеозвонков.

С начала телефонной эры звуковые колебания голоса, усиливаясь микрофоном, преобразовывались в электромагнитные волны, которые передавались по телефонному кабелю. На другой стороне провода в динамике телефона звуковые колебания проходили обратное преобразование в звук голоса. Таким образом, протекал разговор двух людей. Все телефонные сети соединялись проводами в коммутаторах. Переключали звонки между абонентами телефонистки (была такая профессия) вручную.

Спустя время, когда были изобретены полупроводники и голос научились преобразовывать в биты (нули и единицы в двоичной системе счисления). Разговоры по телефону стали передаваться наборами битов. Появились АТС (автоматические телефонные станции) и системы нумерации телефонов. В 21 веке на смену обычным телефонам пришла IP телефония.

Как работает IP-телефония

Весь алгоритм действий для абонента остаётся неизменными и простыми как азбука:

  • снять трубку телефонного аппарата,
  • набрать номер,
  • разговаривать.

Голос в этом случае передаётся по Интернет сети или, как её называют, IP-сеть (IP — межсетевой интернет-протокол). Именно IP стал протоколом, который объединил компьютеры во всемирную глобальную сеть.

Телефонная сеть и IP-сеть — это разные системы связи.

В интернете всевозможные данные передаются с помощью IP-пакетов, в том числе и голос.  Каждый пакет имеет IP-адрес и передаётся по глобальной сети в двоичном виде. Передаваемы данные, знают свой маршрут, благодаря этому адресу. IP-адрес, в котором указан номер сети, подсети и узла, есть у каждого компьютера. Между сетями в глобальной паутине IP-пакеты путешествуют, благодаря шлюзам.

На компьютере голос через микрофон и звуковую карту преобразуется в набор битов, который сжимается специальной программой (кодек), пакуется в IP-пакеты и передаётся другому устройству по сети. К примеру, IP-телефону, подключённому к интернету.

IP-адрес компьютера, чаще всего, динамический, потому часто меняется и не может служить удобным номером для звонка. Чтобы легко звонить и разговаривать был придуман протокол SIP (Session Initiation Protocol — протокол установления сеанса). На SIP-сервере регистрируются постоянные адреса компьютеров, чтобы упростить дозвон.

Для разговоров используется специальное программное обеспечение SPI-софтфоны между SIP аккаунтами. По такой же концепции работает Skype, но он соединяется только с себе подобными. SIP поддерживает различные софтфоны и IP-телефоны. Наряду с протоколом SIP, есть протокол VoIP (Voice over IP – голос через интернет), но обычному абоненту вовсе необязательно разбираться в тонкостях протоколов передачи голосовых сообщений.  Единственное важное условие — наличие устойчивого интернет-соединения.

Преимущества IP-телефонии для частных лиц

  1. Возможность приобрести городской номер, подключённый к сети интернет;
  2. Совершать и принимать звонки со своего ПК на городские телефоны и мобильные устройства;
  3. Принимать звонки на свой номер в независимости от местонахождения;
  4. Низкая стоимость, по сравнению с мобильными операторами.

Преимущества IP-телефонии для компаний

  1. Контроль звонков сотрудников компании, через CRM-систему. Отчёты звонков, запись разговоров;
  2. Стоимость как за интернет;
  3. Виртуальная АТС;
  4. Многоканальность. Автоматическое перенаправление звонка на свободного менеджера;
  5. Мобильный офис. Сотрудники могут находиться в разных городах;
  6. Экономия на международных звонках;
  7. Возможность проведения видеоконференций.

IP-телефония постепенно вытесняет обычную телефонную связь. Позволяя экономить на телефонных разговорах до 50%, в сравнении с мобильными операторами или с обычной телефонной сетью.